|
Дуэль с судьбой
Я давно не была в Украине, и, кстати, не знаю места, где родилась, потому что с двух месяцев воспитывалась в детском доме. Нашли меня в Богодухове Харьковской области. Там я сменила шесть детских домов. А вот как я туда попала -- история умалчивает.
В детдомах много было жестокого. Послевоенные годы... Я -- очень беленькая, и меня почему-то называли немкой и били нещадно. Однажды даже подвесили на крючок за подбородок, и я просто истекала кровью... Тем не менее мы дружили, делились последним куском хлеба и конфеткой, которую нам дарили из жалости. Удивительно: сегодня вспоминаю те годы, как самые радостные. Я благодарна не только своим друзьям, но и недругам. Слава Богу, не убили, стала народной артисткой. Сегодня никакой злости во мне нет, кроме благодарности судьбе за то, что она меня вытолкнула наверх.
Нина Ивановна, а как же вы стали актрисой?
Увидела объявление о наборе в театральный институт и подумала: "Вот это мне годится!" В детдоме я считалась талантливым ребенком: читала стихи, танцевала, пела. Даже получала какие-то призы. Кстати, из-за артистизма и фамилию мне дали в честь знаменитой тогда певицы Лидии Руслановой -- моя была неизвестна.
В общем, я отправилась поступать. Достигла третьего тура, и меня не приняли -- мол, хриплый голос! Пошла работать на кинокопировальную фабрику. А через год стала студенткой театрального.
Поступили в Харькове, а окончили вуз почему-то в Москве...
После первого семестра меня собирались выгнать, так как я на экзамене, в прямом смысле слова, не могла ногой двинуть. Все дружно сказали: "Она профнепригодна!" За меня заступился мой педагог Трофим Карпович Ольховский: "Ну выгоним мы ее, и куда она пойдет, сирота? Прошу оставить ее до конца года. Если я ничего не смогу с ней сделать, мы уйдем вместе". И стал заниматься со мной... Замечательный был учитель...
На мысль перевестись в Щукинское училище натолкнул тот же Ольховский. "Поезжай-ка в Москву. Все, что мог, я тебе дал, а тебе нужно расти дальше"... На прослушивании я читала стихотворение на украинском языке и очень понравилась Юрию Александровичу Завадскому. Думаю, в чем-то он и помог мне поступить.
Курс подобрался просто гениальный: Саша Кайдановский, Боря Галкин, Леня Филатов, Ян Арлазоров. Для меня самое сложное было -- избавиться от украинского акцента. Сказав, что его уже невозможно исправить, от меня сразу отказалась преподавательница по сценической речи. И я по ночам в общежитии читала вслух в душевой комнате. Там ведь все в кафеле -- получалось эхо, оно и помогало слышать себя. А на втором курсе меня забрала к себе жить руководитель моего курса Вера Константиновна Львова. Ее семья -- интеллигентнейшие люди! -- приняли меня, как родную.
После Щукинского училища вы сразу попали в мечту каждого актера -- в Театр имени Вахтангова?
Туда из нашего курса взяли только меня и Сашу Кайдановского. Хотя меня брали и в "Таганку", и в "Современник", Львова настояла именно на Вахтанговском.
Я быстро учила роль и всех выручала. Вот, например, спектакль "Мещанин во дворянстве". Безумно сложная роль -- попробуй хохотать пятнадцать минут подряд! Плакать на сцене намного легче. Получила роль в пять вечера, а в семь должна была выйти на сцену...
В общем, проработала там пятнадцать лет и ушла. На вольные хлеба -- в кино, антрепризы...
А почему ушли?
Я не люблю давления. В те времена вахтанговская труппа по праву считалась самой гениальной в Москве. Но очень много было собраний, где меня разбирали -- предъявляли претензии по дисциплине. Мне это надоело, и я подумала: "Ну их всех!"
Быть актрисой - дело довольно рискованное. Своеобразная лотерея: попадешь в струю -- не попадешь... Что в вашей профессии на первом месте: эмоциональное или рациональное?
Актриса - это не профессия. Профессия -- это когда умеешь что-то делать руками. Вот я имела профессию -- штукатура. А актер, мне кажется, -- это состояние души... Эмоции важны, но и рациональное стоит не на последнем месте. Обязательно нужно изучать роль. Например, когда я на сцене играла в "Ричарде III" королеву Маргариту, то столько перечитала книг об этом периоде! Знала, кто такие Йорки, Ланкастеры, что такое Алая и Белая розы. Знала, что играю и о чем говорю со сцены.
Автор: Галина Видова
|
|
|
|