МАЯНСКИЕ
Просмотр
ревизских сказок по г.Костроме и
Костромскому уезду за 1858, 1850, 1834, 1816, 1811, 1895 гг
(Ф.200), а так же метрических книг церквей г.Костромы
с 1861 по 1918 гг (Ф.56) позволил составить
родословную Маянских, в которую вошли
представители 7-ми поколений этого рода.
Род Маянских во 2-й пол.
Х1Х в был достаточно известен среди
костромских жителей. Их знали, как
состоятельных купцов, имеющих лавки в
лучших торговых местах города, а так же как
щедрых жертвователей, долгие годы
подвизавшихся на стезе
благотворительности в Костромском
Попечительном о бедных Комитете (Ф.397).
Силу этому роду дал Иван
Васильевич Маянский. В 1816 году он оставил родительский дом и девятнадцатилетним
юношей приписался в костромское
мещанство
Молодой Маянский,
довольно скоро обнаружил в себе
коммерческие способности, которые при его
трудолюбии и упорстве, позволили составить
капитал. В 1820-30-х гг, он - энергичный
подрядчик по торговым и строительным делам,
в 1838 году - входит в костромское купечество
по 3-й гильдии, в 1849 году – купец 2-й гильдии.
К своим 60-ти годам по документам
Костромской городской думы Иван Васильевич
значится владельцем постоялого двора,
расположенного в центре города в каменном
трехэтажном доме, кирпичного завода, в
котором хозяйствовал и управлялся сам и
двух каменных торговых лавок. Лавки
Иван Васильевич держал: одну в Гостином
дворе, другую «в мускатильной линии»
городских рядов. Во второй лавке чаем,
сахаром, фарфоровой, хрустальной, медной
посудой и деревянным маслом торговал «по
прикащическому свидетельству» Сергей
Сергеевич Ботников. В первой – чаем же,
сахаром, кофе, посудой, а кроме того, книгами,
бумагою разных сортов, подносами, сетками,
помадой, сургучом, карандашами и другими
вещами производил торговлю Михаил Маянский,
сын Ивана Васильевича.
Семьей Иван Васильевич обзавелся где-то
в середине 1820-х гг. О
его первой жене в погоревших документах
информации не сохранилось, известно только,
что она была дочерью костромского купца О.Е.Сметанина.
Именно у него Маянский в 1831 году купил
двухэтажный каменный дом, который после
городского пожара 1847 года восстановил
почти заново и надстроил третий этаж. В этом
доме, как ранее у тестя,
и был размещен постоялый двор. В 1850-х гг
Иван Васильевич уже состоял во втором браке
(жена Дарья Ивановна
– фамилия не известна, вероятно, так же
купеческого рода) и от обеих жен имел
семерых детей: Николая, Михаила, Ивана,
Павла, Марию,
Елизавету и Екатерину.
Дети его, подросши,
вступили в брак с отпрысками известных
в Костроме купеческих фамилий и продолжили
дело отца на торговом поприще (о браках
Елизаветы и Екатерины Маянских информации
в документах не найдено). Так, Николай
Иванович, взял за себя девицу из рода купцов
Пастуховых, Михаил Иванович – из рода
Мясниковых, торговцев хлебным
и мясным товаром, Иван Иванович женился на
Александре Андреевне Трусовой, отец
которой имел собственную лавку и торговал
кубовой краской. В той же лавке он скупал
лен и холст, которые продавал на городской
ярмарке и вел оптовую торговлю с Санкт-Петербургскими
и Московскими купцами. Анна Александровна,
еще в начале ХХ века держала лавку на
Богоявленской улице в доме №12, ранее
принадлежавшему ее отцу Андрею Трусову , а
затем брату Александру Андреевичу, и вела
самостоятельную торговлю дамскими
шляпками. У Павла Ивановича была жена из
семьи плесских купцов Подгорновых, а Мария
Ивановна породнилась с родом Ботниковых,
один из которых, Геннадий Николаевич –
Потомственный Почетный гражданин, член
Государственной думы – в нач.ХХ в был
городской головой, приобрел известность
как меценат и благотворитель: сквер,
утроенный по его инициативе и на его
средства, до сих пор называется среди
костромичей «Ботниковским» и украшает
площадку перед зданием нынешней мэрии в
центре города.
Русское купечество
вообще, и костромское, в частности, известно
своей благотворительностью. С одной
стороны, тароватость подобного рода
приносила купцам почет и награды, ослабляло
налоги, с другой – удовлетворяла
потребность православной души в очищении
от грехов, покаянии через дело, благостыню.
Не был исключением и Иван
Васильевич Маянский. Так, в 1869 году,
достигнув 70-ти летнего возраста, он
обратился в Костромской Попечительный о
бедных Комитет, в котором давно уже состоял
членом-благотворителем: «Имея с давнего
времени усердие выстроить на собственный
счет дом призрения бедных … для помещения в
нем от 20 до 30 человек, а так же и жительства в
нем церковносвященнослужителей, …
покорнейше прошу о дозволении выстройки дома
сделать надлежащее распоряжение…» Перед
подписью, там, где «руку приложил»,
обозначено - Потомственный Почетный
гражданин, 2 гильдии купец и Кавалер… В 1872
году на городском Крестовоздвиженском
кладбище открылось новое заведение
общественного призрения – богадельня
Маянского. Это не единственное доброе дело,
сделанное Иваном Васильевичем. «Потомственного
Почетного гражданина и Кавалера» надо было
заслужить, а семья Маянских получила
Почетное гражданство в 1857 году.
В
характеристике, написанной Костромским
Попечительным комитетом о бедных на
представление Ивана Васильевича к ордену
Станислава 2-й степени, перечислены «добрые
дела Маянского», в том числе и последнее: «До
1872 г. Попечительный о бедных Комитет не имел
особого дома для призрения престарелых
мужчин…, но член-благотворитель Маянский
по христианскому чувству сострадания к
ближнему, построил на свой счет каменный
двух-этажный дом, со всеми необходимыми
службами, как то: погребом, амбаром и банею,
тоже каменными, приготовив на 20 человек и
мебель и постели…» За 20 лет до того, в 1852
году, И.В.Маянский был награжден «золотою
медалью на Аннинской ленте для ношения на
шее - за значительные пожертвования в
пользу Крестовоздвиженской церкви», а
годом раньше Кавалерской Думой
Всемилостивейше пожалован Кавалером
Императорского Ордена Святой Анны 3 степени
- за возведение его «иждивением в селе
Прискокове Костромского уезда, вместо
пришедшей в совершенную ветхость
деревянной церкви, каменной церкви с
колокольнею и снабжение оной утварью и
ризницею».
Справедливости ради следует сказать,
что кавалером И.В.Маянский стал в 1851 году, а
церковь-то в Прискокове поставил в 1838 (начало
строительства относится к 1825 году), т.е. в то
еще время, когда только начала набирать
силу его предпринимательская деятельность.
Эта-то Прискоковская церковь и помогла
нащупать корни Маянского, подсказала место
его рождения, вывела на сословие, к которому
он принадлежал (кстати, в Справочной книжке
по церквям Костромской епархии на 1911 год,
храм этот тоже значится, упомянут и
храмоздатель Маянский).
Предположение о том, что
вклады Ивана Васильевича в строительство
Прискоковской церкови не случайны и вряд ли
были продиктованы амбициями начинающего
купца – куда проще, что-либо выстроить в
Костроме! - полностью подтвердилось
в процессе дальнейшего поиска и анализа
документов.
Так, в ревизских сказках
по г. Костроме за 1816 год сохранилась запись
о том, что вновь приписанный к мещанству «Иван
Васильевич Маянский» – вышел «из церковников
села Прискокова». Обратившись к ревизским
сказкам по Костромской епархии за 1834 год, находим и церковь Рождества
Христова с. Прискокова (текст документа
почти угас, сам документ в плохом
физическом состоянии; за более ранний
период информации об этом храме не
сохранилось). При церкви числится небольшой
в три человека клир: священник Макарий
Георгиев, дьякон Павел Васильев, пономарь
Александр Козьмин, да двое же за штатом:
старик-священник Георгий Васильев в 1816 году
имевший 70 лет (+1820 г) и 54-летний дьякон Василий
Иванов (ошибка в ревизских сказках: ему уже
ок.60 лет, т.к. по документам Судиславского
духовного правления в 1807 году ему 33 года, в
1812 – 38 лет; т.е. он родился ок.1774/5 гг. И.Т.). Последний – на время переписи
снова уже вдов, от второго брака на его
попечении остались два сына-подростка
Козьма и Полиевкт, оба ученики духовного
училища, да двадцатилетняя девица-дочь (имя
не читаемо: текст угас). Старшие сыновья от
той же жены жили уже самостоятельно: Павел,
по окончании Костромского духовного
училища в 1828 году занял место отца в
Прискоковской церкви, Андрей – служил в
Веденской церкви села Колышева пономарем.
Далее мы обратились к архиву
Костромской духовной консистории, который
за два века перенес 2 опустошительных
пожара - в 1887 и близко памятном 1982 годах. Там
дополнительной информации об этом храме и
членах клира, к сожалению, не было
обнаружено. Зато в архивном фонде
Судиславского духовного правления Василий
Иванов встречается почти во всех
сохранившихся ведомостях о
священноцерковнослужителях. Правлением
Василий Иванович характеризуется как
человек «трезвый и скромный», (1805 г),
службу и катехизис «знающий» (1812 г,
возраст его 33 года), отличающийся «не худыми
нравами», «порядочным житием»(1812 г, возраст
– 38 лет). О семье его упоминаний в этих
ведомостях нет, лишь где-то с 1820-х гг в
списках детей церковников правления
начинают мелькать Козьма и Полиевкт.
Мы отводим Василию
Иванову так много времени и места вовсе не
случайно. С одной стороны, никакого Ивана да
еще Маянского в сыновьях при этом дьяконе
не значится, однако с другой - среди
клириков этого храма с конца ХУ111 в и по 1834 г
не бывало никаких Василиев кроме этого
дьякона. Вот такая логика.
Впрочем, и не удивительно,
что в сохранившихся документах фондов
Духовного ведомства старший сын дьякона
Прискоковской церкви, единственный, кто,
вероятно, был рожден от первого брака, не
упоминается. Ведь он уже с 1816 года встал на
путь светского служения. Раннее сиротство,
народившиеся от второго брака отца
братишки и сестренка -–. В 1834 году отец
Ивана Васильевича был уже за штатом.
Возраст его – ок.60 лет, говорит о том, что
здоровье ему не позволяло дальше исполнять
церковные обязанности. Долго ли он прожил?
– не известно. Возможно, к 1838 году его уже не
было в живых. Вот Вам и храм, возведенный на трудовой
купеческий капитал – первая жертва Ивана Васильевича
Маянского. Здесь и прощанье, здесь и любовь
и вечная память!
.
И
может быть в память о отце, скромном
служителе храма, его рано ушедшей
первой жене, следует искать источник
сострадания к ближнему и тех благодеяний,
которые по мере сил творил его сын,
костромской 2-й гильдии купец, Почетный
Гражданин и Кавалер Иван Васильевич
Маянский.
Скажем же несколько слов
и о его малой родине. На карте костромской
губернии село Прискоково – место
замечательное, овеянное легендами и
преданиями, пронизанное глубокой
исторической памятью. Старинными
владельцами его были бояре Годуновы. Так, в
середине ХУ1 в оно принадлежало Годунову
Ивану Ивановичу, затем Дмитрию Ивановичу, а
после него Борису Федоровичу Годунову – «царю
и великому князю всея Руси с 1598 по 1605 гг». В
1572 г Годуновы передали Прискоково
Костромскому Ипатьевскому монастырю, в
котором в 1613 году венчался на царство
первый государь династии Романовых Михаил
Федорович. Известно, что потомкам
костромского крестьянина Ивана Сусанина,
спасителя юного Михаила от поляков, была
дана земля в свободное пользование,
даровано освобождение от тягл и налогов. В
1633 году с родины И.Сусанина д.Деревеньки его
дочь Антонида, внуки Даниил и Константин
переселились на пустошь Коробово, которую
обжили-обстроили, их потомки и по сей день
проживают в этом месте. В самом Коробове
церкви до 1855 года не было и все они - «вольные
коробовские хлебопашцы» - были прихожанами
Христорождественской церкви ближайшего
села Прискоково. Здесь на церковном
кладбище нашли упокоение бренные останки и
Антониды Ивановны и ее детей и других
поколений рода Ивана Сусанина. За той же
оградой лежат предки Ивана Васильевича
Маянского. Поэтому не случайно в новой,
построенной им церкви к двум старым
престолам – Рождества Христова и Николы
Угодника – был прибавлен третий во имя
Иоанна Предтечи: тут и совсем уж сегодня
никому неведомый его дед Иван, и сам он -
Иван – купец и храмоздатель, и простой
русский мужик – Иван – «спаситель царя и
Отечества». Удивительно все связано в нашей
истории, где малое переходит в большое, а
большое становится понятней и ближе через
малое.
Известно что представители большого рода Маянских и
до сих пор проживают в Россияи и
в Казахстане и один из них, не в столь уж
далекое время, не без успеха подвизался на
спортивной стезе.
Директор
ГАКО: Н.И.Соловьев.