Пятница, 29.03.2024
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Гостевая книга [ Добавить запись ]

Страницы: « 1 2 3 4 ... 6 7 »
Показано 16-30 из 95 сообщений
80. СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ГРАЖДАН КАЗАХСТАНА   (22.12.2010 11:58)
0  
Есть новый материал, где упоминается Борис Андреевич Бялыницкий-Бируля. Опубликован на сайте "СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ГРАЖДАН КАЗАХСТАНА" www.spgk.kz
ПРЯМАЯ ССЫЛКА Протоиерей Владимир Горидовец, член Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви Белорусского Экзархата Витебские страстотерпцы

79. The Union of Orthodox citizens of Kazakhstan   (14.11.2010 15:37)
0  
We invite you to visit the new Kazakhstan website! "The Union of Orthodox citizens of Kazakhstan"
http://www.spgk.kz

News, Mothers'' Union, Missionary leaf, Legal Department, the Red Terror, the Holy land of Kazakhstan, the Russian observer, analytical review, Cossacks Seven Rivers, Heraldry and Faleristics, events, history.

78. священник Владимир Горидовец   (06.10.2010 21:45)
0  
КОНСТАНТИНУ БИРУЛЯ

На странице http://bialynicki-birula.narod.ru/foto.htm размещена
общая фотография семьи Бялыницких-Бируля.
Прошу указать, где именно на ней находится Борис Андреевич
Бялыницкий-Бируля. Мне кажется, что он в первом ряду крайний справа.
Если это так, прошу отсканировать отдельно его изображение с общей
фотографии-оригинала и переслать его мне для иллюстрации жизнеописания
Б.А. Бялыницкого-Бирули. Если это возможно, то прошу указать дату и
место съёмки.
Высылаю Вам фотокопию портрета Б.А. Бялыницкого-Бирули, в оригинале
выполненного в карандаше в декабре 1917 года. Такие портреты делались
в Мосве для многих делегатов Поместного Собора Российской Православной Церкви
1917-1918 гг.

----------------------------------------
С уважением и молитвенной благодарностью,
член комиссии по канонизации святых в
Белорусской Православной Церкви
священник Владимир Горидовец

77. СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ГРАЖДАН КАЗАХСТАНА   (30.09.2010 07:45)
0  
Приглашаем посетить новый Казахстанский сайт !

http://www.spgk.kz

" СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ГРАЖДАН КАЗАХСТАНА " www.spgk.kz
Ежедневное обновление сайта Вас будет знакомить с жизнью и деятельностью Православных не только Казахстана но и всего мира! Эксклюзивные материалы наших авторов расскажут о истории и событиях минувшего века! Читайте полемику наших аналитиков на происходящие события сегодня! На сайте можно создавать свои страницы искать друзей!

Основные разделы сайта:

Новости, О нас, Союз Матерей, Миссионерский листок, Юридический отдел,
Наши авторы, Красный террор, Святые земли Казахстанской, Русский обозреватель, Аналитический обзор, По страницам истории Семиречья, Летопись Семиреченского края, Казаки Семиречья, Журнал «ЗА ДРУГИ СВОЯ» Геральдика и фалеристика, Архив, Хроника событий, История. И многое другое.

С уважением, пресс служба СПГК. http://www.spgk.kz

76. Председатель Союза Православных Граждан Казахстана Константи   (25.09.2010 11:41)
0  
Председатель Союза Православных Граждан Казахстана Константин Бялыницкий-Бируля http://spgk.kz/Souz-pravoslavnyx-grazhdan/

75. Правозащитный отдел Союза Православных Граждан Казахстана ht   (25.09.2010 11:35)
0  
Правозащитный отдел Союза Православных Граждан Казахстана http://spgk.kz/Pravozaschitnyyi-otdel-pri-SPGK/

74. Константин Бялыницкий-Бируля   (05.08.2010 10:00)
0  
ПРИГЛАШАЕМ ПОСЕТИТЬ САЙТ "СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ГРАЖДАН
КАЗАХСТАНА" http://spgk.kz ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ САЙТА Новости, О нас,
Акафистник, Союз Матерей, Миссионерский листок, Юридический отдел,
Наши авторы, Красный террор, Святые земли Казахстанской, Русский
обозреватель, Аналитический обзор, По страницам истории Семиречья,
Летопись Семиреченского края, Казаки Семиречья, Журнал ЗА ДРУГИ СВОЯ
Геральдика и фалеристика, Архив, Хроника событий, История, Поиск предков.

73. Георгий   (18.06.2010 17:12)
0  
Здравствуйте!
Я занимаюсь поисками информации о людях, чьи имена есть на карте Арктики. Среди них Алексей Андреевич Бялыницкий_Бируля - зоолог, художник, полярный исследователь. Нет ли у Вас информации о месте его захоронения.

72. Елена   (11.06.2010 20:03)
0  
Общий алфавит фамилиям владельцев Российской империи, которых недвижимая имения находяться под запрещением,
составленным из трех «Г» по 1833 год. Санктъ-Петербургъ.(1833).
Бирули Викторъ Викторовъ, Губернс. Секретарь, Сн.Об. 1825-№4312
Бирули Евпраксія Иванова, Титулярн. Совътница, Сн.Об. 1828-№4312
Бируль Зиновія, Капитаньша, Сн.Об. 1824-№7246
Бируль Симплиціанъ Витовъ, Капит. Сн.Об. 1824-№7246
Бируля Каэтанъ Витовтъ, Капитанъ Сн.Об. 1825-№15.353

71. Ирина   (02.06.2010 12:03)
0  
В Иркутских губ. ведомостях за 1911 год, № 5291, стр. 1 имеется объявление:
Постановление Управляющего Иркутской казенной палатой
31.12.1910 г. , № 100
Помощник бухгалтера Иркутской Казенной палаты. канц. служитель Бялыницкий-Бируля назначается бухгалтером 1 разряла Олекминского казначейства с 1.1.1911 г.
Управляющий Вильрат.

70.   (18.02.2010 14:22)
0  
21:39 27.05.2009

Уникальные архивные документы УКГБ Витебской области передает в открытый доступ

Уникальные подлинники и копии архивных документов, связанных с известными общественными деятелями Придвинского края конца XIX - начала XX веков, будут переданы областным управлением КГБ на хранение в Государственный архив Витебской области. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщил руководитель архивного подразделения УКГБ Игорь Седых.

Передача материалов пройдет 28 мая на торжественном открытии выставки в Госархиве, посвященной 100-летию образования Витебской ученой архивной комиссии. Всего будет передано около 10 исторических документов, обнаруженных в процессе научной разработки архивных фондов. Это личные документы, копии прекращенных уголовных дел и другие материалы о жизни и деятельности известных витебчан. Они будут представлять интерес для широкого круга исследователей истории Беларуси, подчеркнул Игорь Седых. Например, Николай Богородский был заместителем директора Витебского культурно-исторического музея, краеведом и одним из создателей Витебской ученой архивной комиссии, Борис Бялыницкий-Бируля - членом Всероссийского церковного собора, а известный врач Федор Григорович - членом церковного попечительства при Витебском кафедральном соборе. В те времена эти люди были известны принципиальной гражданской позицией, зачастую не совпадавшей с веяниями революционных преобразований.


Сотрудники архивного подразделения УКГБ по Витебской области постоянно проводят работу по поиску материалов, представляющий научную и историческую ценность, отметил Игорь Седых. В последствии архивные документы могут стать предметом научных исследований историков, биографов, краеведов, а также пополнить экспозиции архивных и музейных учреждений. Так, благодаря таким архивным разработкам фонд Госархива Витебской области пополнился материалами прекращенного уголовного дела в отношении видного общественного и политического деятеля, одного из создателей Витебской ученой архивной комиссии Владимира Стукалича.

69. КД   (18.02.2010 14:12)
0  
Витебские страстотерпцы

Священник Владимир Горидовец

Для церковной жизни Витебска, как и для всей Церкви в пределах новообразованного Советского государства, 1918 г. стал переломным. 20 января 1918 г. Совет народных комиссаров принял декрет об отделении Церкви от государства. Одним из первых событий в Витебске, в котором отразилось отношение новой власти к религии, стало разорение красногвардейцами Витебского архиерейского дома, домовой крестовой церкви, квартир священнослужителей витебского Николаевского кафедрального собора. Красногвардейцы в шапках, с оружием в руках вошли в алтарь крестовой церкви, прикасались к святыням. Это вызвало всеобщее возмущение и побудило к действиям в защиту веры со стороны населения и регулярной ар-мии. Белорусский полк взял на себя охрану Николаевского собора и архиерейского дома, 5-й Сибирский и Литовский полки потребова-ли от революционного комитета прекратить нападения на церкви. Рабочие и служащие железной дороги собрались на митинг, на ко-тором составили обращение в адрес революционного комитета, потребовав наказать виновных в незаконном обыске архиерейского дома и кощунстве в крестовой церкви. Викарный Двинский епископ Пантелеимон (Рожновский), осуществлявший управление Полоцко-Витебской епархией, срочно покинул Москву, где участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви, приехал в Витебск и 24 февраля 1918 г. возглавил молебен в кафедральном Николаевском соборе перед простреленной иконой Христа Спасителя.

10 июля 1918 г. была принята первая советская конституция, в ко-торой духовенство и монашествующие названы нетрудящимися слоями населения и лишены избирательных прав. Тогда же, летом 1918 г., активно начала осуществляться политика «красного террора», жертвами которой стали многие представители православной Церкви. 8 июля 1918 г. в Витебске был арестован член епархиального управления, делегат Поместного Собора Борис Андреевич Бялыницкий-Бируля [1]. Основанием для его ареста явилось заявление председателя Витебского губисполкома о деятельности в Витебске Белорусской рады [2] и заявление от 27 июля 1918 г. о существовании в городе «контрреволюционной организации». 8 июля был арестован также член церковно-народного попечительства при Николаевском кафедральном соборе, бывший действительный тайный совет-ник и председатель Витебской городской думы, военный врач в от-ставке, преподаватель Витебского учительского института Федор Иванович Григорович [3]. Поводом для ареста послужило то обстоятельство, что Григорович, будучи председателем Витебского комитета Белорусского народного союза (общественная организация, созданная 17 марта 1917 г.) отказался от присоединения к Белорус-ской народной раде - учреждению, имевшему исключительно политические задачи.

Вскоре на имя председателя Комиссии по борьбе с контрреволю-цией (ВЧК) поступило обращение от прихожан витебской Христо-рождественской церкви, подписанное в том числе настоятелем про-тоиереем Фантином Капустинским и председателем приходского совета Георгием Полонским [4]. В этом документе доктор Григорович был охарактеризован как «уважаемый всеми старец, "патриарх'''' Витебска, человек честной жизни и высоких нравственных качеств, из-вестный всему населению не только как отличный врач, но и как чуткий, отзывчивый на горе человек, оказавший многим людям в тяжелые минуты нравственную поддержку... для которого заключение в тюрьме в его возрасте [66 лет.- В. Г.] равносильно смертному приговору» [5]. 14 июля 1918 г. епископ Пантелеимон (Рожновский) уполномочил Георгия Полонского ходатайствовать об освобожде-нии арестованных, ручаясь за их невиновность. Здание Витебской губернской ЧК располагалось через дорогу от Николаевского собора. Перейдя дрогу, Полонский был арестован при входе в здание ЧК.

22 июля 1918 г. епископ Пантелеимон обратился в Витебскую ЧК с прошением: «В единодушии с витебским населением я умоляю об освобождении уважаемых витебских граждан Григоровича, Бирули и Полонского, которые напрасно томятся в тюрьме, будучи привлечены по недоразумению или же по чьему-либо недобросовестному доносу. Эти лица чужды какой-либо деятельности, направленной против советской власти... поэтому я не могу думать, что станут понапрасну мучить неповинных людей. Моя всегдашняя забота -поддерживать среди населения спокойствие и мир. Поэтому, зная, насколько уважаемы населением Григорович, Бируля и Полонский, я еще раз умоляю во имя справедливости, милосердия и правды ос-вободить заключенных и возвратить больных страдальцев их измученным семьям» [6]. В губернскую ЧК поступали многочисленные ходатайства от коллективов предприятий и организаций с просьбами об освобождении арестованных. В одном из таких ходатайств, со-ставленном от имени 800 членов кондукторского профессионально-го союза железной дороги, Полонский, Бялыницкий-Бируля и Григорович были охарактеризованы как общественные деятели Витебска, а Григорович назван доктором, пользовавшимся «особенным уважением как доступный врач беднейшего населения города и, в частности, железнодорожников» [7].

В губернскую ЧК обращались и сами арестованные, остававшиеся в неведении относительно причин своего ареста. Бялыницкий-Бируля писал: «Пятая неделя проходит, как я заключен в тюрьму, и до сих пор меня не допрашивают и не объявляют, за что я арестован... Я никогда не позволял себе выходить из пределов законности, и поэтому я уверен в своей невиновности перед властью. Как член Всероссийского Поместного Собора... я принимал деятельное участие в устроении православной Церкви». Выдержка из обращения Григоровича: «Не чувствуя за собой никакой вины... и чувствуя себя больным... прошу... предъявить мне скорее обвинение и... вы-пустить на поруки из тюрьмы до суда». О своей невиновности сви-детельствовал Полонский: «Двадцать шесть дней я нахожусь в заключении и до настоящего времени не знаю, за что я арестован и в чем меня обвиняют. Заключение в тюрьме для меня крайне тяжело по двум причинам: во-первых, я не чувствую за собой никакой ни уголовной, ни политической вины; во-вторых, здоровье мое ухуд-шается с каждым днем... После перенесенного брюшного тифа, осложнившегося сердечными припадками... нуждаюсь в продолжи-тельном отдыхе и лечении для восстановления сил. В своей церков-ной деятельности я был чужд всякой политики и неоднократно говорил, что Церковь должна быть вне политики. Во время столкно-вения на религиозной почве в Витебске на Соборной площади в феврале 1918 года... я, едва двигаясь после болезни, пришел на собрание и в горячей речи призывал собрание к миру, любви и спокой-ствию, ибо таковы должны быть поступки христиан». В своем со-вместном обращении в губернскую ЧК арестованные утверждали: «Мы страдаем совершенно невинно за чужие грехи, а, быть может, и по клевете. Нам очень тяжело нести страдание за то, чего мы никогда не делали» [8].

По воспоминаниям Федора Владимировича Григоровича, внука Федора Ивановича, В. Е. Кинович, супруга Федора Ивановича, ездила к академику И. П. Павлову, с которым Григорович вместе учился в Медицинской академии, и просила помочь в освобождении мужа. Академик Павлов обратился к В. И. Ленину, и в Витебск пришло подписанное Лениным указание об освобождении Федора Ивановича. Однако, по-видимому, распоряжение пришло слишком поздно. Несмотря на отсутствие обвинения, в ночь с 11 на 12 сен-тября 1918 г. Феодор Иванович Григорович, Борис Андреевич Бялыницкий-Бируля и Георгий Иванович Полонский были расстреляны. Эта казнь была одной из первых акций в ходе новой волны «красного террора», объявленной в постановлении Совнаркома от 5 сентября 1918 г. как ответ на происшедшие 30 августа 1918 г. покушение на председателя Совнаркома В. И. Ленина и убийство председателя Петроградской ЧК М. С. Урицкого. Сообщение о казни ви-тебчан было опубликовано 16 сентября 1918 г. в местной газете «Голос бедняка» под заголовком «Ответ на белый террор»: «Это ответ красного Витебска на убийство Володарского [9], Урицкого и на покушение на великого учителя Ленина» [10]. О расстреле было объявлено на 169-м заседании Поместного Собора [11]. Отзываясь на кровавые акции «красного террора», святой Патриарх Тихон в послании к Совету народных комиссаров от 7 ноября 1918 г., в связи с 1-й годовщиной Октябрьской революции, писал: «Все взявшие меч мечом погибнут [Мф. 26, 52]. Это пророчество Спасителя обращаем мы к вам, нынешние вершители судеб нашего Отечества, называющие себя «народными» комиссарами... Реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды... Хватают сотня-ми беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертию часто без всякого следствия и суда... Казнят не только тех, ко-торые перед вами в чем-либо провинились, но и тех, которые... заведомо ни в чем не виноваты, а взяты лишь в качестве «заложни-ков», этих несчастных убивают в отместку за преступления, совер-шенные не только им не единомышленными, а часто вашими же сторонниками или близкими вам по убеждениям» [12].

27 мая 2005 г. Ф. И. Григорович, Б. А. Бялыницкий-Бируля и Г. И. Полонский по ходатайству Витебской епархии были реабилитиро-ваны прокуратурой Витебской области.



ПРИМЕЧАНИЯ


[1] Борис Андреевич Бялыницкий-Бируля (1875- 1918 гг.), с 1905 г. являлся секретарем Витебского окружного суда, с 1908 г. городской судья 1-го участка Витебска, с 1912 г. губернский земский гласный от Витебского уезда и гласный Витебской городской думы, с июня 1917 г. юрисконсульт в союзе домовладельцев. Был избран делегатом от мирян Полоцко-Витебской епархии на Поместный Собор Российской Православной Церкви. В 1918 г. работал преподавателем законоведения и состоял в Витебском городском учительском союзе, принял активное участие в съезде духовенства Полоцко-Витебской епархии, после чего был избран сверхштатным членом Витебского епархиального управления.

[2] Летом 1917 года в Белоруссии активизировались белорусские национальные силы, которые провели 2-й съезд белорусских национальных организаций и приняли решение добиваться автономии Белоруссии в составе России. На съезде была сформирована Центральная рада, которая после октября 1917 г. была преобразована в Великую Белорусскую раду. 25 марта 1918 года в Минске рада провозгласила независимость Белоруссии. Территория новопровоглашенного государства включала Могилевскую губернию и части Минской, Гродненской, Виленской, Витебской и Смоленской губерний. республика не сложилась в самостоятельное государство, не получила международного признания. К середине февраля 1919 г. на территории Белоруссии была установлена советская власть.

[3] Феодор Иванович Григорович (8 февраля 1853 г. - 1918 г.), доктор медицины (утвержден в этом звании конференцией Военно-медицинской академии в 1889 г.), с 1888 г. младший врач 163-го Ленкоранского пехотного полка в Витебске, в 1892 г. утвержден старшим врачом 41-й артиллерийской бригады в Витебске, в 1894 г. награжден орденом св. Анны III степени, в 1902 г. награжден орденом св. Станислава II степени. В декабре 1904 г. назначен на должность главного врача 88-го запасного полевого госпиталя. Во время русско-японской войны служил главным врачом 29-го Харбинского сводного госпиталя, в 1905 г. награжден орденами св. Анны II степени и св. Владимира IV степени. С января 1906 г. старший врач 41-й артиллерийской бригады в Витебске, в 1912 г. вышел в отставку. С 1912 г. председатель Витебской городской думы, с 17 сентября 1912 г. штатный врач и преподаватель гигиены в Витебском учительском институте. С весны 1917 г. председатель Витебского комитета Белорусского народного союза. См.: Архивная справка Российского государственного военно-исторического архива №1504 от 4 августа 2005 г.

[.4] Георгий Иванович Полонский (1890- 1918 гг.), кандидат юридических наук, в 1914-1915 гг. исполнял обязанности земского начальника на участках Витебского и Лепельского уездов, в октябре 1915 г. мобилизован на военную службу; в феврале 1917 г. переведен в управление воздушного флота Двинского округа, в чине обер-офицера. В июле 1917 г. был избран делегатом от мирян Полоцко-Витебской епархии на Поместный Собор, в апреле 1918 г. вернулся из Москвы в Витебск, избран штатным членом Витебского епархиального управления.

[.5] Архив УКГБ Республики Беларусь по Витебской области, д. 24818-П. По свидетельству витебчанки Е. Н. Прудниковой, записанному от ее внучки Л. С. Бредихиной, население Витебского уезда знало Григоровича как доброго доктора, безвозмездно лечившего неимущих.

[6] Архив УКГБ Республики Беларусь по Витебской области, д. 24818-П.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] В. Володарский (настоящее имя - М. М. Гольдштейн) в 1918 г. являлся комиссаром печати, пропаганды и агитации. Был застрелен эсером-боевиком 20 июня 1918 г.

[10] Ответ на белый террор: Только цветочки - ягодки впереди // Голос бедняка. (Витебск). 1918. 16 сентября.

[11] Информационное письмо Государственного архива Российской Федерации № 470-Т от 28 апреля 2005 г.

[12] Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти: 1917-1943 гг. / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 149.

68. Лена   (18.02.2010 13:51)
0  
24 октября

1864. Родился белорусский исследователь Арктики Алексей Бялыницкий-Бируля, родственник знаменитого художника. Его именем названы залив и гора на полуострове Таймыр между Карским морем и морем Лаптевых.

67. Константин Бялыницкий-Бируля   (18.12.2009 18:47)
0  
Тимакова Елена Александровна
Краткая биографическая справка.

Елена Александровна родилась в 1960 году в семье с богатыми художественными традициями. Ее бабушка была сестрой жены художника Витольда Каэтановича Бялыницкого - Бируля. А ее отец - Александр Фролович Тимаков - окончил Суриковский художественный институт в Москве, был членом союза графиков, работал преподавателем на кафедре академической живописи в московском Строгановском художественном училище. Поэтому выбор профессии для Елены хотя и произошел вопреки воле отца, но был в значительной степени предопределен богатыми творческими семейными традициями.

Окончив в 1983 году Реставрационное отделение московского художественного училища памяти 1905 года, она 10 лет отработала в Архиве художественных произведений Министерства культуры СССР (на территории Троице - Сергиевой Лавры в бывшем Загорске) в качестве реставратора, занималась реставрацией станковой живописи.

Интересно отметить, что ее художественному творчеству способствует и творчество музыкальное: Елена с 1977 года играет на виолончели в камерном оркестре МГУ.
С 1994 года она - свободный художник. Член союза художников России и Ассоциации художников ЮНЭСКО. С 1990 года прошло 13 ее персональных выставок, в том числе одна - в Австралии.

Ее картины сейчас украшают ряд частных коллекций не только в России, но и в Австралии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Канады, Китая, Норвегии, Польши, Сирии, США, Франции, Чехии, Швеции, Югославии, Японии.



Стиль ее творчества относят к реалистическому (русскому) импрессионизму. То есть, она пишет пейзажи, но отражая действительность не фотографически, а как бы через собственное мироощущение, мировосприятие. Может, оттого ее картины такие светлые, добрые, спокойные и ... немного грустные.

66. Константин Бялыницкий-Бируля   (18.12.2009 18:41)
0  
Настоятель храма Иоанна Богослова в с. Троица
Василий Петрович Куприянов (1864-1950)


Василий Петрович Куприянов родился 20 февраля 1864 года. До революции 1917 года он был человеком светским, членом Государственной Думы. Когда он стал священником – не известно. После рукоположения он был направлен служить в Тверь.

Летом 1922 года при поддержке Советской власти в Русской Православной Церкви (РПЦ) был организован “обновленческий раскол”, призванный разрушить ее изнутри (“обновленцы”, они же “живоцерковники”, пытались подстроить церковь и церковные богослужения под социалистический “дух времени” - “оживить церковь”, надеясь на поддержку и снисхождение властей. При этом были попраны многие фундаментальные церковные каноны. “Обновленчество” получило широкое распространение в приходах РПЦ, но в конце концов этот раскол был преодолен). Правящий архиерей Тверской епархии архиепископ Серафим (Александров) был арестован. Во главе епархии встал епископ Старицкий Петр (Зверев). Некоторые священники отошли к раскольникам.

Властям становилось все очевидней, что без активного вмешательства государства в церковную жизнь, без ареста православного архиерея и верных ему священников “обновленчество” в Тверской епархии обречено. Осенью 1922 года ГПУ приняло решение арестовать епископа Петра и ближайших его помощников.

Среди допрошенных по этому делу был член епархиального совета священник Алексей Бенеманский, причисленный 19 сентября 1999 года к лику месночтимых святых Тверской епархии, а также священник Владимирской церкви и член епархиального совета Василий Петрович Куприянов, который в 1940-х годах займет место настоятеля храма Иоанна Богослова в селе Троица Удомельского района.

В ночь на 24 ноября они были арестованы и отправлены в Бутырскую тюрьму. В Москве допросов не проводилось, поскольку уже было принято решение выслать всех, кто противился обновленческому движению, кто остался верным РПЦ и ее главе патриарху Тихону. Комиссия НКВД по административным высылкам приговорила обоих к двум годам ссылки в Туркестан.

В начале апреле 1923 года этап, с которым отправили В. П. Куприянова и А. К. Бенеманского прибыл в Самарканд. Алексей Бенеманский так описывал в письмах путь в ссылку: “В четверг на пасхальной неделе в одиннадцать часов мы были вызваны в комендатуру ГПУ, откуда после некоторых формальностей мы были отпущены, причем с нас была взята подписка, что мы выедем из Ташкента в тот же день. По выходе из ГПУ мы перекрестились и отправились разыскивать наших друзей. По дороге мы встретили Веру Николаевну, которая и довела нас до соборного дома, где для нас была приготовлена комната. Там нас встретили члены соборного причта и несколько благочестивых граждан и гражданок, сразу окружая нас таким вниманием, что нам стало стыдно. Для нас были приготовлены чай и обед, нам нанесли множество куличей, дали чаю, сахару, даже по рубашке… Нас вызвали на идеал мучеников; кажется, что так относиться могут только христиане. Сочувствие к нашему положению было огромнейшее… В семь часов там же, в соборном доме, происходило прощание… Плакал владыка, плакали и мы, плакали и все присутствующие…”

Вскоре после прибытия в Самарканд ссыльных отправили еще дальше, в Джизак. Осведомитель-обновленец докладывал в ГПУ Туркестана: “Доношу, что административно - высланные священники … Василий Куприянов, Алексей Бенеманский ведут усиленную агитацию среди прихожан и членов приходского совета против … обновленческой церкви… чем возмущают вообще общественное мнение…”

“…высланные четыре священника - …Василий Куприянов и Алексей Бенеманский ведут упорную агитацию против обновленческой церкви, служат всенощные и литургию отдельно … за служением поминают открыто во всеуслышанье Патриарха Тихона; ввиду их агитации прихожане совершенно не стали посещать богослужение (“обновленческой церкви” – ред.)”.

Власти препятствовали поступлению священников на гражданскую службу, что лишало последних средств к существованию. Приходилось рассчитывать только на помощь братьев во Христе.

В 1924 году советское правительство приняло решение освободить духовенство и мирян, осужденных по процессам об изъятии церковных ценностей и высланных в административном порядке. В 1926 году о. Василию было разрешено вернуться в Тверь и он занял свой приход.

В 1928-1929 годах повторились события 1922 года. Только на этот раз не ценности изымались из церквей, а закрывались сами храмы. В конце 1928 году власти постановили закрыть Вознесенский собор. В начале 1929 года на одной из квартир собрались тверские священники, среди которых был и о. Василий. В короткое время было собрано 10 тысяч подписей, и собор удалось отстоять. В дальнейшем о. Василий активно помогал священникам и мирянам, оказавшимся в заключении.

15 марта 1932 года Василий Куприянов и Алексей Бенеманский снова были арестованы. 9 июля 1932 года Тройка ОГПУ приговорила священников Алексея Бенеманского, Василия Куприянова и др. к высылке в Казахстан на три года. В приговоре Тройки специально оговаривалось, что высланные должны следовать на место ссылки этапным порядком, т.е. проходя через все тюрьмы России южного направления, хотя они были административно-ссыльные, т.е. отбывать срок должны были вне тюремных стен. Это было своего рода особое наказание, иногда такое путешествие по этапу было тяжелее заключения.

Но закончился и второй срок заключения. Атеистическая богоборческая истерия продолжала набирать обороты в стране. С высоких трибун руководителями страны было объявлено: “К 1942 году мы закроем последний храм!” Ясно, что все не согласные с этим, и, прежде всего, священники, должны были выбирать: сменить род занятий или сгинуть в ГУЛАГе. О. Василий выбрал путь Христа - продолжил нести людям слово Божие и свой пастырский крест. В 1940 году, в возрасте 76 лет (!) Василия Куприянова арестовали в третий раз.

Приближался установленный богоборцами 1942 год. Но Господь рассудил иначе. 22 июня 1941 года, в день памяти … бич Божий опустился на отрекшийся от Православной веры народ. И случилось чудо. Вместо закрытия “последнего храма”, всесильный Сталин, силой обстоятельств осознавший в чем сила русского человека, разрешил открыть по всей стране тысячи ранее закрытых храмов. На волю были выпущены тысячи священников. 1943 год - стал годом перелома в Великой Отечественной войне.

Вероятно в этот же период на волю был выпущен и о. Василий. Как вспоминает Юлия Михайловна Волкова (ур. Стройкова, дочь Елены Алексеевны Бялыницкой-Бируля, театральный художник, жена Б.И. Волкова), старший сын о. Василия был военным, и даже, кажется, генералом. Он отличился на войне и имел многочисленные награды. Он попросил за отца и тому разрешили служить священником в с. Троица Удомельского района. Второй сын о. Василия - Михаил Васильевич Куприянов (1903 г.р.) был известным художником, членом творческого сообщества Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий: Куприянов – “Ку”, Крылов П.Н. – “Кры”, Соколов Николай (прозвище – “Никса”). (Справка из БСЭ: М.В. Куприянов - Герой Соц. Труда (1973). Карикатурист. Совместно иллюстрировали произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина (1939), А.П. Чехова (1940-46), М. Горького (1933, 1948-49). Работали методом коллективного творчества (индивидуально – над портретами и пейзажами) Гос. премии СССР (1942, 1947, 1949, 1950, 1951, 1975), Ленинская премия (1965)).

Началось пастырское служение о. Василия на древнем удомельском приходе. Юлия Михайловна Волкова вспоминает о своей первой встрече с ним летом 1946 года (записано М.Б. Волковой): “Мне 18 лет. Крестик я не носила и не знала, крещенная ли я. Возможно, в детстве дед окрестил меня, т.к. родители моего отца были староверами. Отец Михаил Макарович Стройков был инженером, архитектором. Находился в ссылке, куда был сослан за свои убеждения. Погиб в 1937 году.

Любовь Витольдовна Бялыницкая-Бируля (дочь художника) поговорила с врачом Удомельской районной больницы Николаем Дмитриевичем Вичиным, который был знаком с о. Василием и договорился, чтобы я пришла в церковь.

В назначенный день я пошла пешком из “Чайки” в Троицу. Накануне, как положено, постилась, но не знала, что курить нельзя. А за войну из-за голода я к табаку привыкла. Пришла в церковь. Меня встретили две женщины, вероятно, жена о. Василия и дочь (или сестра). Они сказали, что его срочно куда-то позвали. На второй день история повторилась. Я задумалась. Что происходит? И как-то сама пришла мысль, что курить перед церковью не нужно. Я пересилила свою привычку и когда пришла в храм в третий раз, о. Василий оказался на месте и ждал меня. Так мы познакомились.

Отец Василий был очень обаятельным, культурным, образованным человеком. Он открыл для меня Православие, научил молитвам. “Тебе, как будущему художнику, это нужно обязательно видеть”, - говорил он, показывая иконы и настенные росписи в храме Иоанна-Богослова, рассказывая его историю.

Прихожанами храма были в основном бабушки. Они же и пели, когда совершалась служба. В августе 1949 года я крестила в храме своего сына Илью. (Илья Владимирович Пейда - художник-дизайнер, член-корреспондент МАНПО, учился в Сиговской школе 3 начальных класса)”.

Похороны Л.В. Бялыницкой-Бируля. слева направо - о. Василий, М.И. Рыжанов,
В.К. Бялыницкий-Бируля


В 1948 году о. Василий отпевал утонувшую у “Чайки” Любовь Витольдовну Бируля, единственную дочь художника Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бируля.

Протоирей Василий Куприянов отошел к Богу 1 января 1950 года в возрасте 86 лет. Он был похоронен у алтаря храма в одной ограде с женой Александрой Дмитриевной (31.12.1867-11.01.1947). На его могиле уже в 1980-х годах родственники повесили табличку: “Протоирей Куприянов Василий Петрович, 1864-1950, трижды в 1923, 1932 и 1940 годах подвергался незаконным репрессиям. Посмертно реабилитирован”.

“За день до смерти, - продолжает свои воспоминания об о. Василии Ю.М. Волкова, - Витольд Каэтанович позвал к себе Елену Алексеевну:

- Еленушка, открой двери, отец Василий пришел...

- Что ты, - ответила она, - отец Василий давно умер.

- Нет, я же вижу, он на террасе стоит, что-то хочет сказать...

Это было в 12 часов дня. Через день в этот же час Витольд Каэтанович скончался.

Память о добром и благочестивом пастыре хранится до сих пор. Как вспоминают некоторые бабушки-прихожанки, прежде, после каждой службы, на могиле о. Василия служили панихиды.

В феврале 2001 году благочинному удомельского округа протоиерею Алексею (Губанову) (сегодня о. Аркадию) явился сон, который он пересказал автору настоящих строк в алтаре храма Новомучеников Российских: “Я подошел во сне к могиле о. Василия в Троице. Возле нее стоял старец и спросил меня: когда прославлять отца Василия будете? Я ответил: так ведь чудес никаких нет. А старец в ответ: всех чудес и не сосчитать…”


Имя *:
Email *:
WWW:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz